Встречи с композиторами в усадьбе Лопухиных

В рамках XLI международного фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера. Вариации в свободном стиле» пройдут встречи-беседы с ведущими современными австрийскими композиторами — Беатом Фурруром и Клаусом Лангом, а также известным французским дирижером Жаном Деруайе. Модератор встречи — композитор, художественный руководитель ансамбля «Студия новой музыки» Владимир Тарнопольский.

Искусство и культура 0+

Правая рука Пьера Булеза, известный французский дирижер, специалист в области спектральной музыки Жан Деруайе, приезжающий в Москву со знаменитым ансамблем Court-Circuit, представит в Москве программу, в которой есть «нерв, концептуальная проблема, она по-французски бодра, очень плотная и зажигательная» и напоминает «стиль рок-н-ролл!», — так охарактеризовал ее композитор и художественный руководитель ансамбля Филипп Юрель. Композитор, прошедший в молодости искушение джазовыми ритмами и роком, в итоге открыл для себя магию тембральной музыки и пришел к «спектрализму». Направлению, возникшему в 1970-е, как бунт против апологетов жестко регламентированной додекафонии. С помощью компьютерных технологий «пионеры спектрализма» исследовали спектральный состав отдельных звуков, полученный результат, становился основой для их музыкальных опусов. Вскоре обнаружилось, что направление, возникшее, как попытка воспроизвести во времени естественное движение природных объектов — напряжение, расслабление, сжатие или расширение — тесно связано с французской традицией и культурой «звукописи» от Куперена и Рамо до Дебюсси, впервые эмансипировавшего сонорные качества отдельных звуков и созвучий. Страстная увлеченность новой музыкой объединяет музыкантов и дирижера Жана Деруайе, который работает с ансамблем с 2008 года. «С элегантностью и редким чувством стиля» они наполняют музыку живыми эмоциями, именно благодаря этому Court-Circuit обрел свой неповторимый – острый, энергичный, ритмически выразительный образ.

Беат Фуррер и Клаус Ланг — учитель и ученик, два крупнейших австрийских композитора —приезжают в Москву вместе с ансамблем Klangforum Wien, который как и Court-Circuit справедливо считается абсолютным «монстром» в области современной музыки. Беат Фуррер основал ансамбль в 1985 году, в Москве он выступит с ним в качестве дирижера. А Клаус Ланг доверил прославленному коллективу мировую премьеру сочинения «Риза» на тему Kyrie eleison из мессы «Caput» Йоханнеса Окегема, написанного специально для московского концерта.

Если для французской традиции характерна созерцательность, то австро-немецкая музыка всегда тяготела к процессуальности. Для Беата Фуррера «последовательность возникает всегда, когда он думает о звуке». Говоря об учителе, Клаус Ланг, назвал точки их соприкосновения: «особую чувствительность к звуку… и понимание того, что музыка — это не технический процесс, но прежде всего — выражение мысли». Моторика в произведениях Фуррера воплощает собой движение, а в более широком контексте — это бесконечный процесс развития музыкальной ткани. Оба композитора говорят о своей приверженности австрийской классике: от Гайдна и Моцарта к Шуберту и Брукнеру. Но если Фуррер не чужд экспрессии, вдохновляясь сюжетами А. Шницлера, и балансируя на грани экспрессионизма и музыки «шумов», то Клауса Ланга привлекают старые мастера контрапункта — Палестрина, Окегем, Жоскен Депре. Он не может представить вертикаль без горизонтали, и пытается соединить язык Палестрины и Веберна. Оба ведущих современных композитора настороженно относятся к слову «авангард» и «наивной вере в технологии», переболев электроникой, они обратились к «живому» звуку. Между тем, Фуррер признается, что идеи «спектрализма» (связь между пространством и звуком, цветом и звуком) и музыка Ж. Гризе «оказали на него сильное влияние». Для К. Ланга категории пространства и времени также имеют первостепенное значение. «Сложно представить музыку, в которой нет пространства…если фокусироваться на самом звуке, пространство словно исчезает, как и время». «Музыка — это время, ставшее слышимым», — утверждает композитор. Беат Фуррер ставит перед современным композитором высокую цель: «Придумывая сочинение, композитор должен проложить рельсы, по которым пущенный им поезд наберет скорость, и там, где рельсы кончаются, поезд вылетит, и продолжит движение сам собой». Клаус Ланг, оценивая плоды глобализации, полагает, что уже не осталось ничего неизведанного и того «чего еще не было». Поэтому современный композитор использует абсолютно все из существовавшей и существующей мировой музыкальной культуры, но «фокус смещается собственно на процесс композиции».

Можно не сомневаться, что беседа с ведущими современными композиторами и дирижером будет захватывающе интересной и для музыкантов-профессионалов, сидящих в зале, и для большинства присоединившихся к онлайн-трансляции. Вопросы можно будет присылать заранее и во время беседы.

Модератор встречи — композитор, художественный руководитель ансамбля «Студия новой музыки» Владимир Тарнопольский.

 

Встреча с дирижером Жаном Деруайе состоится 3 декабря в 17:30 перед концертом «Пространство звука».

Встреча с композиторами Беатом Фуррером и Клаусом Лангом состоится 20 декабря в 17:30 перед концертом «Геометрия контрапункта».

Поделиться:

Серия событий
Последнее прошло 20 декабря 2021 в 17:30

Событие пройдет онлайн

Уже есть билет
Получить ссылку

Поделиться:

Связь с организатором

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов