С переводом на русский жестовый язык
«Еврей по крови, гамбуржец сердцем, флорентиец душой» – так называл себя один из самых видных немецких исследователей искусства Аби Варбург. Научные занятия Варбурга плохо отвечали принятым на рубеже XIX и XX столетий понятиям, а профессиональная репутация долгое время оставалась двусмысленной: он предстает как «помешанный гений-одиночка», «архивный партизан», собиратель таинственной библиотеки, в которой книги словно сами собой кочуют с полки на полку. «Флоренция, колыбель осознавшей себя современной городской купеческой культуры», ренессансный Брюгге и родной Гамбург XIX века находятся для Варбурга в одном ряду.
Варбург, повторявший, что «Бог – в деталях», был одним из первых, кто сделал предметом анализа то, чего избегало традиционное, ориентированное на «шедевры» искусствознание, – ремесленные произведения, иллюстрации научных текстов, календарей, изображения придворных празднеств и тому подобное. Однако центральным объектом во всех случаях оставалось именно искусство, точнее, то, что считалось таковым на рубеже XIX и XX столетий. Главное внимание уделялось художественным произведениям, их локальному смыслу, а не отношениям – материальным или психологическим, – порождением которых являлись эти произведения.
Исследование Варбургом проблемы переселения образов, служит своеобразным мостом от истории искусства к философии, антропологии, астрологии и ряду других, на первых взгляд, несмежных дисциплин. Стремление связать эмоциональное переживание и миф, выявить «под дневным покровом культуры» шевелящийся хаос первобытных страхов и страстей Античности и Ренессанса, приводит к сопоставлению древних образов в том числе с широким кругом визуальных форм XIX столетия.
Помимо возможности познакомиться с интригующей личностью Варбурга и его методом, разговора о ключевых образах в его жизни и творчестве, предлагаем разобраться в главной загадке, оставшейся после него – атласе «Мнемозина», продолжить работу над которым может уже новое поколение XXI века.
Настоящая лекция – первая публичная лекция в рамках исследовательской программы «Лаборатория по исследованию миграции образов», совместном проекте направлений Пушкинский.Youth и Пушкинский XXI.
Доронченков Илья Аскольдович – заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по науке, кандидат искусствоведения, профессор факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.